• +7 (47356) 4-43-16
Рудня, Ленина ул, 1

Коррекционная программа

Принята                                                         Утверждаю

на педсовете                                                Директор школы

протокол №3 от 30.12.11г.                             __________В.А.Серебряков

 

П Р О Г Р А М М А

К О Р Р Е К Ц И О Н Н О Й      Р А Б О Т Ы

КОУВО  «Руднянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

 

Коррекционная работа

в КОУ ВО «Руднянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»


Коррекционноe сопровождение учебно-воспитательного процесса направлено на исправление дефектов личности ребёнка с одновременным раскрытием его потенциальных возможностей, т.е. развитием механизма компенсации, которая осуществляется на программном учебном материале.

Цель коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса - создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.

Среди задач коррекционно-развивающего учебного процесса особо выделяются:

-развитие познавательной активности детей

-развитие общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, обобщения, сравнения, классификации.

-обогащение словарного запаса, развитие устной речи обучающихся в единстве с формированием знаний и представлений об окружающей действительности.

-логопедическая коррекция нарушений речи.

Специальными задачами школы являются коррекция нарушенного развития личности детей, преодоление негативного отношения к учебной, трудовой и другой коллективной деятельности, гармонизация внутреннего мира ребёнка.

Отдельной программы коррекционно-развивающей работы не существует. Она проводится на том учебном материале, который является содержанием какого-либо учебного предмета, т.е. коррекционный процесс сливается с учебно-воспитательным. В школе создана система коррекционно-развивающего сопровождения, адаптированы программы по всем предметам с учётом возможностей детей, созданы дидактические пособия, облегчающие процесс усвоения учебного материала, разработан дидактический материал с уровневой дифференциацией для промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, разработано содержание внеклассных коррекционных занятий учителей-предметников, психолога, логопеда, комплексная программа развития навыков общения через участие всех детей во внеклассной деятельности( факультатив по развитию навыков общения, праздники, классные часы, занятия театрализованной деятельностью, кружки.

         

         Основные направления коррекционной работы:

 

1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

-развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

-развитие навыков каллиграфии;

-развитие артикуляционной моторики.

2.Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

-развитие зрительного восприятия и узнавания;

-развитие зрительной памяти и внимания;

-формирование обобщённых представлений о свойствах предметов(цвет, форма, величина.)

-развитие пространственных представлений и ориентации;

-развитие представлений о времени;

-развитие слухового внимания и памяти;

-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3.Развитие основных мыслительных операций:

-навыков соотносительного анализа;

-навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

-умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

-умения планировать деятельность;

-развитие комбинаторных способностей.

4.Развитие различных видов мышления:

-развитие наглядно-образного мышления;

-развитие словесно-логического мышления( умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями.)

5.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

-развитие навыков адекватного общения.

6.Развитие речи.

7.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

В коррекционной работе различают направленность на исправление дефектов, общих для всех детей (общая коррекция) и направленность на исправление дефектов, характерных для определённых групп учеников (индивидуальная коррекция).

Общая коррекционная работа со всеми обучающимися заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.

Индивидуальная коррекция проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.

Уроки ЛФК. Цель: укрепление физического здоровья детей, коррекция физических недостатков.

Уроки ритмики. Цель: развитие и коррекция координации движений, моторики, пространственной ориентировки.

Уроки устной (разговорной ) речи. Цель: расширение и уточнение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи.

Занятия с учителем-логопедом. Цель: коррекция речевых нарушений.

Уроки СБО. Цель: практическая подготовка детей к самостоятельной жизни, труду, формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.

Необходимым звеном коррекционно-развивающего обучения является психологическая служба

В задачи психологической службы входят:

-организация и проведение комплексного изучения ребёнка с использованием диагностических методик психологического, педагогического обследования;

-выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-волевой сферы, уровня развития речи обучающихся.

-выявление потенциальных возможностей обучающихся, разработка рекомендаций учителю для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;

-выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и организации коррекционно-развивающего процесса;

-выбор оптимальных для ученика образовательных программ;

-обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса;

-профилактика физических, интеллектуальных, психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

Целью психологической школьной службы является максимальное содействие психическому, личностному и индивидуальному развитию школьников, обеспечивающее им к моменту окончания школы психическую готовность к самоопределению и самостоятельной взрослой жизни. Уровень этой готовности определяется как уровень социальной адаптации. В рамках психолого-педагогической работы с обучающимися осуществляются следующие направления деятельности:

- психолого-педагогическаяя диагностика обучающихся с целью выявления особенностей психического развития ребёнка: установление нарушения психического развития, определение личностных нарушений поведения, выявление сохранных и компенсаторных возможностей ребёнка, определение оптимальных условий обучения, развития, социальной адаптации;

- психокоррекционная работа-основная в деятельности педагога-психолога-с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разработка индивидуальных программ развития;

- консультативная работа с педагогами и родителями. Индивидуальное и групповое консультирование родителей и педагогов по результатам диагностики, консультирование по индивидуальному запросу педагога, родителей в связи с проблемами обучения, общения, психологического самочувствия.