• +7 (47356) 4-43-39
Рудня, Ленина ул, 1

Аннотация к рабочим программам дисциплин

 

предмет

класс

Аннотация к рабочей программе

Русский язык

(Письмо и развитие речи)

1-4

Рабочие программы по русскому языку в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 1 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство ВЛАДОС, 2011 г.)  Главным принципом, организующим все рабочие программы по основным разделам русского языка, является развитие речи. Русский язык в младших классах включает следующие разделы и соответствующие программы: обучение грамоте (1 класс), чтение (2-4 классы), письмо (2-4 классы), развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (1-4 классы). Послебукварный период приходится на второй год обучения (2 класс).  Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов, пояснительную записку, календарно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, требования к уровню подготовки учащихся, характеристику контрольно-измерительных материалов, приложения. В программах прописана значимость дифференцированного подхода к обучению обучающихся с интеллектуальными нарушениями различной степени выраженности. Программы по грамматике, правописанию и развитию речи включают следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».

математика

1-4

  Рабочие программы по математике  в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 1 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство ВЛАДОС, 2011 г.). Программы учитывают особенности познавательной деятельности обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и направлены на разностороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию и коррекции познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанию трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированию умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.Программы по математике носят практическую направленность и тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью, готовят обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учат использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. 

 

Чтение и развитие речи

1-4

       Рабочие программы по чтению в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 1 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой (издательство ВЛАДОС, 2011 г.).        Основная цель прохождения данной дисциплины: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.В рабочих программах на каждый год обучения представлена примерная тематика литературных произведений, определен уровень требований к технике чтения.        Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся постепенно овладевают правильным, полным, последовательным пересказом литературных произведений. Календарно-тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся класса. В нем распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока.

 

Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

1-4

      Рабочие программы по Окружающему миру (развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности) в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната  VIII вида составлены на основе программы В.В. Воронковой.Рабочие программы по этому учебному предмету имеют интегративный характер.       В программе отражены методы и приемы, направленные на формирование элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире.      В программе полностью сохранён принцип коррекционной направленности обучения; конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого и нравственного воспитания детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также трудовыми навыками; в связи с фрагментарностью усвоения обучающимися учебного материала предложена более совершенная система межпредметных связей. Особое внимание обращено на коррекцию специфических нарушений и всей личности в целом.

 

Изобразительное

искусство

1-7

         Рабочие программы по изобразительному искусству  в 1 -4  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 1 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство ВЛАДОС, 2011 г.)       Программа  разработана в целях конкретизации содержания программы, учитывает индивидуальные, возрастные возможности обучающихся, логику учебного и коррекционно-развивающего процесса в школе VIII вида. В программе представлено единство учебных, коррекционно-развивающих и творческих задач.      Правильное их взаимодействие дает возможность эффективно влиять на формирование изобразительной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями.Рабочая программа распределяет учебные часы по крупным разделам дисциплины, а также определяет конкретные виды изобразительной деятельности обучающихся.      В учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» в 1-7 классах отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год в каждом классе.Учебный материал, предлагаемый детям на занятиях, подбирается и компонуется таким образом, чтобы одновременно прослеживалась его связь с предыдущими темами и подводилась основа для усвоения нового материала.      При разработке содержания программного материала учитывались особенности времени года для того, чтобы у детей усилить наглядные образы природных объектов.Важным условием успешного обучения изобразительному искусству в школе VIII вида является индивидуальный подход к детям в процессе обучения.Выбор содержания, психолого-педагогических приемов и средств обучения отражает психофизические особенности учащихся. Задания для детей представлены разных уровней сложности. 

   

Трудовое обучение

1-4

       Рабочие программы по трудовому обучению  в начальных классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 1 -4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство ВЛАДОС, 2011 г.)          В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.Рабочие программы по трудовому обучению носят практическую направленность и тесно связаны с другими учебными предметами: чтением и развитием речи, рисованием, математикой.      Предусмотрены следующие виды труда: - работа с природным материалом;- работа с пластилином;- работа с бумагой и картоном;- работа с металлоконструктором и проволокой;- работа с текстильными материалами.

Музыка и пение

1-8

       Рабочие программы по музыке и пению  в 1 -8 классах специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство ВЛАДОС, 2011 г., Просвещение, 2010 год) и  на основе авторской программы И.В. Евтушенко.        Целью музыкального и музыкально-ритмического воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, коррекция недостатков психического и физического развития.

     В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений, для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.В учебном плане на изучение курса «Музыка и пение» в 1-8 классах отводится 1 час в неделю. Всего – 34 часа в год в каждом классе.

Русский язык

(Письмо и развитие речи)

5-9

         Рабочие программы по русскому языку в 5 -9 классах  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство Просвещение, 2010 г.). и имеют коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся с интеллектуальными нарушениями как средства общения и как способ коррекции их мыслительной деятельности.Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем:- «Звуки-буквы»;- «Слово. Состав слова»; - «Части речи»; - «Предложение»;- «Развитие связной речи». 

        На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.В процессе изучения грамматики и правописания у школьников с нарушением интеллекта развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Чтение и развитие речи

5-9

     Рабочие программы по чтению для 5 -9 классов  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.) и предназначены для развития речи обучающихся с нарушением интеллекта и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.Программа по чтению и развитию речи так же, как и программа по русскому языку (грамматике и правописанию), построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

       Обучающиеся  учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.В 5-6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5-6 классов используется тематический принцип подбора литературного материала. Рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для расширения социального опыта учащихся.

математика

5-9

       Рабочие программы по математике  для 5 -9 классов  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.) Программа по математике носит предметно-практическую направленность, тесно связанную с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся и другими учебными предметами.В рабочую программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется в объеме, который зависит от состояния знаний и умений обучающихся данного класса, их готовности к знакомству с новыми темами. Из числа уроков математики выделяется в 5-9 классах 3-5 уроков в четверти на изучение геометрического материала.

         В программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

История Отечества

7-9

        Рабочие программы по Истории Отечества  для 7 -9 классов  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.)      Рабочие программы конкретизируют содержание предметных тем, дают распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.Программы направлены на всестороннее развитие личности обучающихся, способствуют их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений.Цель курса: сформировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности.В курсе «Истории Отечества» акцент делается на крупные исторические события отечественной истории, жизнь, быт людей данной эпохи. Дается отчетливый образ наиболее яркого события и  выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. 

        Такой подход к периодизации событий способствует лучшему запоминанию их последовательности.Весь исторический материал представлен отечественной историей. На уроках используется информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал.        Фактический исторический материал, изучаемый в 7, 8, 9 классах, охватывает период с древнейших времен до начала XXI века. Учебный материал помогает обучающимся представить жизнь, быт, занятия людей в далеком прошлом, культурные достижения, процесс развития государства и борьбу народа за свою независимость, обладает большим воспитательным потенциалом.

обществознание

8-9

      Рабочие программы по обществознанию  для 8 -9 классов  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.).Курс направлен на формирование политико-правовых знаний, призван способствовать самореализации личностного потенциала детей с проблемами здоровья.Цель курсов – создать условия для социальной адаптации учащихся, сформировать понятие о правовых обязанностях, необходимости соблюдать законы государства; умение пользоваться на основе полученных знаний своими гражданскими правами. Обучающиеся должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.Рабочие программы для 8, 9 классов учитывают особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии, направлены на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, эстетическое, нравственное воспитание.         На уроках обществознания обучающиеся должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.Основным принципом преподавания обществознания является принцип коррекции, поэтому главное внимание уделяется исправлению средствами предмета имеющихся у обучающихся специфических нарушений.          Кроме того сохраняются все основные принципы преподавания общественных предметов в коррекционной школе VIII вида: воспитывающей и развивающей направленности, научности и доступности, систематичности и последовательности, наглядности в обучении, индивидуального и дифференцированного подхода.

природоведение

5

         Рабочая  программа  по природоведению  для 5  класса   специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлена  на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.)            Основной целью курса природоведения является обобщение и систематизация знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах, расширение знаний о живой и неживой природе, сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, строении организма человека и т.д. Изучение курса природоведения способствует дальнейшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение экскурсий.

география

6-9

     Рабочие программы по географии  для 6 -9 классов  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.) География как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает следующие разделы: «Начальный курс физической географии» (6 класс), «География России» (7 класс), «География материков и океанов» (8 класс – 66 ч., 9 класс – 52 ч.), «Наш край» (9 класс – 14 ч.). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, особенностях взаимодействия человека и природы; знакомство с культурой и бытом разных народов, с правилами поведения в природе.Основной целью рабочей программы является создание условий для расширения кругозора учащихся и  коррекции недостатков их интеллектуального развития при изучении географии.Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, проведение экскурсий.

биология

6-9

         Рабочие программы по биологии  для 5 -9 классов  специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида составлены на основе государственной программы   для 5 -9  классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией  В.В. Воронковой. (издательство  Просвещение, 2010 г.) На изучение биологии отводится 2 часа в неделю в каждом классе.Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает следующие разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.         Целью рабочей программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.